Выступление Богдановой О.Н.
Богданова Ольга Николаевна,
учитель математики
МКОУ «Овечкинская СОШ Завьяловского района»
Алтайского края
e-mail: Olga-nik-28548@rambler.ru
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Аннотация
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного образования. К школе предъявляются сегодня высокие требования. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и во внеурочное время. Именно поэтому так важно определить цели, основные задачи и направления работы с одаренными детьми.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие становится одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одаренными детьми считают тех, учащихся, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные
способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и
проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности.
Работа с талантливыми детьми рассматривается в нашей школе как одно из приоритетных направлений развития. От результативности этой работы зависит удовлетворенность всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей, администрации школы) своей деятельностью и рейтинг школы в целом.
В школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие.
Для этого в учебные планы ОУ включаются программы факультативных и элективных курсов и соответственно увеличивается из года в год % вовлеченности детей в эту работу.
Система кружковой работы в школе позволяет развить интересы ребенка в различных областях. Процент охвата детей кружками в школе остается из года в год высокой – 90%.
Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Учащиеся успешно выступают в конкурсах различного уровня.
Таким образом, у нас есть одаренные дети и педагоги способные с ними работать, современная база, но отсутствовал механизм взаимодействия для более успешной работы. Сложность заключалась и в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требовавшие пристального внимания:
- Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.
- Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
- Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
- Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
Указанные проблемы привели к необходимости разработать и приступить к реализации программы «Одаренные дети». Развитие системы работы с талантливыми детьми в школе включает в себя решение следующих задач:
- выявление талантливых детей, обучающихся в школе;
- совершенствование технологий работы с данной категорией учащихся;
- обеспечение информационного сопровождения системы поддержки талантливых детей.
Мероприятия, направленные на реализацию данного проекта
- разработка программы «Одаренные дети»;
- совершенствование работы научного общества учащихся, школьного пресс-центра;
- проведение школьной научно-практической конференции «Юный исследователь»;
- проведение предметных недель и декад;
- проведение школьного тура Всероссийской олимпиады школьников;
- участие в районных, краевых, всероссийских конференциях, конкурсах, фестивалях творческих исследовательских работ, предметных олимпиадах;
- создание на сайте школы странички, адресованной талантливым учащимся.
По программе «Одаренные дети» мы работаем три года. Программа предусматривает работу по выявлению одаренных детей с начальных классов и продолжение целенаправленной работы со старшими учащимися.
Урочную и внеурочную деятельность организуем как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Урочная и внеурочная деятельность строиться таким образом, что учащиеся проявляли свои возможности в самых разных сфера
деятельности. Вначале, мы разработали модель учебной программы по предмету.
Схема 1
Модель разработки учебной программы по предмету
Каждый учитель начинает работу с определения уровня предшествующей подготовки обучаемых. Затем обогащает новыми темами обычный курс учебного предмета с учетом структуры интеллекта и законов творчества.
Анализ учебных планов, анкет учащихся с целью выяснения связей между предметами и определение затрат времени на опережение и овладение отдельными элементами предметной подготовки, позволило нам пересмотреть содержание курса учебных предметов в соответствии с потребностями учащихся и соответствием современному образованию. Последним шагом в этой работе становится распределение материала курса учебного предмета по отдельным разделам и установление определенной последовательности их изложения с учетом дополнения содержания.
Учебные программы по предметам разработаны с условием разноуровневого усвоения содержания учебного предмета. Программы внеурочной деятельности ориентированы на оптимизацию системы работы с одаренными учащимися, которые позволяют максимально реализовать интересы и потребности основных участников образовательного процесса.
В школе разработана и действует система мониторинга по реализации проекта «Поддержка талантливых детей»:
- первичная диагностика одаренности (наличие таланта);
- качество работы учителя по выявлению одаренных детей;
- промежуточная диагностика одаренности (развитие таланта)
- диагностика компенсирующего развития одаренности;
- разнообразие форм работы с одаренными детьми;
- уровень взаимодействия с родителями талантливого ребенка;
- охват школьников предметными конкурсами;
- охват школьников исследовательской деятельностью;
- расширение тематики конкурсов и олимпиад;
- диагностика одаренности на выходе.
В результате работы по программе «Одаренные дети» произошло:
- формирование навыков научной организации труда
- формирование познавательного интереса
- выявление способных учащихся
- совершенствование навыков научной организации труда
- творческое развитие учащихся
- совершенствование исследовательских навыков
- совершенствование информационной культуры учащихся
- самостоятельное применение знаний умений и навыков.
Таблица 1
Доля учащихся, принимающих участие в конкурсных мероприятиях международного, федерального, регионального и муниципального уровня
Всего, в среднем Муниципальный уровень Региональный уровень Федеральный уровень Международный уровень
64 % 84 % 56 % 73 % 42 %
Рисунок 2
Доля победителей среди учащихся, принимающих участие в конкурсных мероприятиях международного, федерального, регионального и муниципального уровня
Таблица 2
Доля учащихся, выполнивших исследовательские и проектные работы в рамках конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального и муниципального уровня
Всего, в среднем Муниципальный уровень Региональный уровень Федеральный уровень Международный уровень
13 % 21 % 12 % 6 % -
Условиями успешной работы с одаренными учащимися считаем:
- Осознание важности этой работы учителями-предметниками и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание учителями того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
|