Образование является важнейшей и приоритетной функцией
государства. Именно образование
способно приостановить процессы духовного обнищания нации, рост криминогенности
в молодежной среде.
Сегодня, в период серьёзной модернизации
отечественного образования и позитивных перемен, мы подводим итоги работы за
2012-2013 учебный год, обсуждаем наболевшие проблемы и определяем приоритетные задачи
для дальнейшего развития муниципальной системы образования.
Активное участие в Приоритетном
Национальном проекте «Образование» и Комплексном проекте модернизации
образования способствовало успешной реализации современных подходов к
обновлению образования в Завьяловском
районе.
За годы реализации проектов
система образования получает
значительную государственную поддержку.
«Наша новая школа» опирается на уже имеющийся в наших школах задел, опыт
апробации и внедрения новых образовательных технологий, в том числе, исследовательскую и проектную деятельность, модели дополнительного образования, работу с одаренными
детьми, укрепление и сохранение здоровья учащихся, государственное общественное
управление...
•
В течение 2012 2013 учебного года успешно
проведена летняя оздоровительная кампания
(слайд 3),
•
Значительно увеличилось количество мест в
ДОУ
•
Улучшаются результаты ЕГЭ и ГИА
(слайд №4)
•
Выполнены обязательства края по повышению зарплаты учителей
•
Принята
и реализуется программа по льготной ипотеке для учителей
•
Улучшились условия в школах
•
Успешно
внедряются новые ФГОС
Повышается качество и
эффективность работы ОУ
(слайд №5) Одной из составляющих
образовательного комплекса Завьяловского
муниципального образования являются
общеобразовательные учреждения, подведомственные комитету по образованию Администрации Завьяловского
района – это 12 дошкольных учреждений, -
11 дневных средних общеобразовательных школ,
основная общеобразовательная школа, коррекционная школа-
интернат VIII вида, ДЮСШ,
ЦДТ .
ОУ района включены во Всероссийскую программу пилотных школ по ФГОС
начальной ступени, по новым учебным предметам: экономика, ОРКСЭ (основы
религиозной культуры и светской этики). (Слайд 4)
(слайд №6) МБОУ «Завьяловская сош №1» и
МБОУ «Глубоковкая сош» являются базовыми школами Завьяловского и
Глубоковского округов. Данные школы внесены в краевой реестр по оказанию услуг
дистанционного образования по внутришкольной и внешкольной модели. Завьяловская
сош №1 по физике, биологии, математике, информатике (получено оборудование).
Глубоковская сош - по
английскому языку, истории.
(слайд №7) В
дошкольных образовательных учреждениях воспитывается 826 детей. Кроме
того, в Светловской СОШ работает группа
кратковременного пребывания детей, в которой получают дошкольное образование
ещё 12 малышей. В 2013 году открыты дополнительные места в МКДОУ «Камышенский
детский сад «Тополек»» на 12 мест.
(слайд №8) В детских садах работает 48
воспитателей, из них 16 с высшим образованием, 41 работает в ДОУ более 15 лет. Все заведующие
аттестованы на соответствие занимаемой должности.
4 воспитателя с высшей категорией, 30 с
первой - (70,83 %).
Педагоги дошкольного образования участвуют в конкурсах различного уровня. В муниципальном
конкурсе «Воспитатель года -2013» участвовали
10 воспитателей, победила Гельцер Галина Александровна.
Все коллективы детских садов
ответственно и с большой любовью относятся к созданию условий для своих
воспитанников. Это отмечает районная комиссия по приёмке образовательных
учреждений к новому учебному году.
Работники создали прекрасные условия не
только в рекреациях, но и на улице: посажены огороды, цветники. Хочется
отметить «Чистоозёрский детский сад №1
«Алёнушка»»(заведующий Рябенко Светлана Дмитриевна), «Гоноховский детский сад
№10 «Медвежонок» «(заведующий Капытина Елена Валерьевна), Малиновский детский
сад № 12 «Радуга (завепдующий Зайцева Лариса Борисовна)
С целью развития системы районного
дошкольного образования в 2013 году:
1.
Принятие
на краевом и муниципальном уровне решения о реконструкции бывшего здания МБОУ
«Завьяловской сош №1» под здание детского сада на 140
мест
2.
В
этом году, как я и говорил ранее, были
открыты дополнительные группа на 15
мест в Харитоновском детском саду №8
«Солнышко», на 12 мест в
Камышенском детском саду №2 «Тополек»,и
на 15 мест в
Овечкинскинском детском саду №11
«Теремок»
С целью развития системы районного
дошкольного образования в 2013 году:
(слайд № 9)
1.
Израсходовано
средств из краевого бюджета в сумме 560 тыс. рублей для оснащения дополнительно
созданных мест для детей дошкольного возраста, Но на одного воспитателя детского сада
приходится 0,14 ребенка, таким образом
проблема наполняемости групп остается актуальной
для ряда ДОУ.
В общеобразовательных учреждениях 2165 учащихся, которых обучали 239 учителей.
Появилась тенденция сокращения числа учеников:
в этом учебном году их стало на 26
меньше.
(слайд № 10,11)Численность учителей в ОУ
также снижается, в педагогический
коллектив района влился один молодой специалист. Со стажем до 2-х лет -30 педагогов, от 2 до 5- 36, от 5до 10- 46, от
10 до 20- 98 и более 20 лет- 163 педагога. Средний возраст учителя- 41 год. На
одного учителя приходится 9,04 учащихся.
(слайд №12, 13)
o
С 1 сентября 2009 года
все школы района перешли на новую систему оплаты труда
o
С 1 сентября 2009 года в
1,4 раза увеличился фонд оплаты труда
учителей
o
Средняя зарплата учителя
по районы -16 530 рублей.
o
Минимальная зарплата
учителя - 8716,61 рублей
o
Максимальная зарплата
учителя- 20 085,48 рублей
o
С 1 января 2013 года все
работники дошкольных учреждений перешли на новую систему оплаты труда
o
Средняя зарплата
воспитателя ДОУ по району – 10 227,11
рублей.
o
Минимальная зарплата воспитателя
- 6 841,65 рублей
o
Максимальная
зарплата воспитателя – 15 851,50 рублей.
Средняя учительская заработная плата -16530 , самая
высокая в МБОУ «Завьяловская сош №1» -
20890 рублей, самая низкая в МКОУ «Овечкинская сош» -13005
ОБЩИЕ РАСХОДЫ ИЗ СРЕДСТВ МЕСТНОГО, КРАЕВОГО, ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ составили:
·
на
воспитание и обучение детей инвалидов из краевого бюджета выделено -64226,93
рубля
·
на
выплату заработной платы в дошкольных учреждениях -11298402,82 рубля
·
на
выплату стимулирующих доплат в детских дошкольных учреждениях -307759,96 рублей.
·
на выплату заработной платы в
общеобразовательных учреждениях -52146319,18 рублей.
·
на выплату за
классное руководство -1277888,61 рублей
·
на выплату заработной платы дополнительного образования – 3279872,51 рублей.
·
на льготное питание -425000 рублей
·
на
содержание дошкольных учреждений за счет средств местного бюджета -537087 рублей
·
на
содержание общеобразовательных учреждений за счет средств местного бюджета
-2248372 рубля.
·
на содержание учреждений дополнительного
образования -139526,92 рубля.
·
Расходы
на учебные цели составили -766046,50 рублей, таким образом израсходовано -
72490502,43.
(слайд №17) Основной задачей образовательных учреждений
является необходимость предоставления качественного
образования. Качество образования на современном этапе – это не только уровень
освоения академических знаний, но и уровень воспитанности, сформированности
общечеловеческих ценностей. Освоение новых подходов в управлении качеством
образования было и остаётся одним из приоритетных направлений развития и работы
системы образования нашего района.
Традиционно основные составляющие качества образования –
успешность обучения и качество знаний.
·
С 1сентября 2009г. первоклассники начали работать по
новому образовательному стандарту
·
В 2014 году, когда
нынешние первоклассники пилотной МБОУ «Завьяловская сош №1» закончат
обучение начальной ступени, их
образовательные достижения будут оцениваться в соответствии с моделью,
заложенной в ФГОС ООО. На сегодняшней
день на внеурочную деятельность 1-2 –х классов и 3-го класса израсходовано
552033,90 рублей .
(слайд № 22, 23)
·
По итогам высоких результатов ЕГЭ за курс средней (полной)
школы район получил на инновационный фонд педагогов 2.195000 рублей.
·
В этом учебном году в ЕГЭ участвовало 143
выпускника. Качество знаний по муниципалитету -98,5%.
·
6 выпускников получили
«золотую», 3 –«серебряную» медали «За особые успехи в учении»
(слайд № 24,25,26, 27)
В рейтенге ОУ по результатам ЕГЭ в 2013
году лидируют по русскому языку и обществознанию - Харитоновская сош, по математике -
Чистоозерская школа, по английскому языку-
Гоноховская сош, по информатике , истории и литературе - Завьяловская
сош №1, по физике и биологии
-Камышенская сош, по химии – Чистоозерская.
Повышению качества образовательного процесса
способствовало участие педагогов в конкурсах различного уровня:
(слайд № 28) Победитель муниципального конкурса «Учитель года-2013» - учитель физики МБОУ «Завьяловская сош №1» - Пожарицкая Татьяна Геннадьевна
Победитель муниципального
конкурса «Воспитатель года -2013» – воспитатель
МКДОУ «Гилевский детский сад
№9»Солнышко» –Гельцер Галина Александровна
Победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями
в рамках реализации приорететного национального проекта «Образование» - учитель
математики МКОУ «Овечкинская сош» – Богданова Ольга Николаевна
Победитель Всероссийского
конкурса «Педагогические династии» –
учитель математики МКОУ «Гилевская сош»
- Шмаргун Галина Ивановна
(слайд № 29) Лучшие результаты по повышению
качества обучения в сравнении с 2011-2012 годом показали Гилевская сош,
Чернавская сош, Светловксая сош, Малиновская сош, Харитоновская сош.Сохранила
уровень прошлого года Гоноховская сош, резкое снижение показали учительские
коллективы Камышенской сош, Завьяловской №1, Тумановской, Овечкинской школ.
Комитет по образованию особое внимание уделял
внимание выпускников 9-х классов в апробации новой формы государственной
(итоговой) аттестации. Лучшие результаты по русскому языку показали учащиеся
Гилевской и Малиновской, Гоноховской школ и Тумановской
школ по
математике Гоноховской, Гилевской, Завьяловсокой №1, Камышенской сош и
Тумановской ООШ.
К
сожалению, выпускники 9-х классов только шести школ сдавали физику в форме ГИА.
Администрации Чернавской, Малиновской, Светловской, Харитоновской,
Чистоозерской, Камышенской, Тумановской следует разработать план мероприятий по
вовлечению выпускников в ГИА.
(слайд № 33) Качество образования приоритетное направление школьных и районных методических
объединений. На краевой уровень вышли методические объединения русского языка,
математики, биологии, информатики, географии, физики. Что способствует положительной
динамике ЕГЭ и ГИА.
(слайд №34) Основная задача аттестации
педагогических работников - профессиональный
рост и повышение качества
образовательных услуг. По новой системе аттестованы все руководители ОУ на
соответствие занимаемой должности,повысили квалификационную категорию 109
педагогов: из них на соответствие -11,
на первую - 54, на высшую категорию- 44. Однако не все руководители ОУ
комплексно подходят к процедуре аттестации педагогических работников: есть
учителя, которые занимают пассивную
позицию и считают аттестацию
одним из способов повышения заработной платы, что негативно отражается
на результатах обучения.
Тем не менее,
благодаря слаженной работе педагогических коллективов, показавших высокие результаты
ЕГЭ за курс средней (полной) школы в 2011 -2012 учебном году район вошел в пятерку лучших по региону и получил
на инновационный фонд педагогов 2.195000 рублей.
Одно из важнейшей деятельности педагогов – участие школьников в олимпиадах
различного уровня, в научно-исследовательской и проектной деятельности.
Победителями региональной научно-практической конференции в рамках программы
«Будущее Алтая» стали 24 школьника: лидеруют Завьяловская сош №1(12учащихся),Овечкинская
(3 учащихся), Светловская (3 учащихся).
Среди
победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады
школьников лидируют: Светловская, Завьяловская №1, Гилевская, Тумановская школы.
Особое место в системе образования нашего района занимает Завьяловская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат, работая по
теме: «Эффективная реабилитация и социальная адаптация обучающихся
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в системе коррекционно-педагогической
работы» готовит к жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому
школа верно определяет содержание образования, которое выступает как главный и
определяющий фактор подготовки выпускников с ограниченными возможностями в
развитии к самостоятельной жизни в конкретных социально – бытовых условиях.
В школе трудится 46 педагогов, из них 8 учителей имеют звание Почетный
работник общего образование, 3 Отличника народного просвещения, Заслуженный
учитель РФ, 10 педагогов с высшей квалификационной категорией, 20 – с первой.
В школе созданы все необходимые условия, (а это и техническое
оснащение, и эстетически грамотное оформление классов – кабинетов, спален,
бытовых комнатах, комнат отдыха, и комнат гигиены), которые позволяют учащимся
не только получать знания, умения и навыки, но и красиво отдыхать и развиваться
в соответствии с индивидуальными потребностями каждого школьника.
За период учебы в школе, дети не только получают аттестат овладения
общеобразовательными дисциплинами, но и трудовые навыки швейного, столярного и
сельскохозяйственного производства. Результат их труда можно увидеть в
оформлении помещений школьного здания, благоустройстве территории и
учебно-опытного участка.
Работники школы проявляют творческую инициативу, ищут новые приемы и
методы обучения. Опыт своей работы они неоднократно транслируют на конкурсах
различного уровня. Коллектив школы не останавливается на достигнутом, а
постоянно улучшает обучение, воспитание и быт обучающихся воспитанников,
совершенствует свой методический рост. Я благодарю всех работников
школы-интерната за благородный, самоотверженный труд.
Воспитательная
работа - одно из наиболее актуальных
направлений современного образования, значимый ресурс повышения его качества. Немаловажную
роль в осуществлении воспитательной деятельности играют высококвалифицированные
педагогические кадры. Все школы района обеспечены кадрами заместителей
директоров по воспитательной работе, в трех школах работают организаторы
детского движения,в двух педагоги-психологи.
Ключевой
фигурой в воспитании детей в наших школах является классный руководитель. Третий год в школах района проводится
мониторинг деятельности классных руководителей, который позволяет оценить как
планирование работы с классным коллективом, так и эффективность деятельность за
год.
В школах заместители директоров по воспитательной
работе организуют методическую работу с классными руководителями через
методические объединения, проводятся тематические семинары, круглые столы,
лекции, деловые игры, практикумы. Практически во всех школах в течение года
были проведены тематические педсоветы по вопросам воспитания, приняты
конкретные решения по проблеме, которая актуальна для школы. Но вместе с этим в школах используются такие формы работы, как
проведение и анализ занятий, создание портфолио классного руководителя,
методическая копилка.
В 2012 – 2013 учебном году воспитательная деятельность в
школах Завьяловского района осуществлялась по основным традиционным
направлениям. В каждом образовательном учреждении сложилась своя воспитательная
система. Для реализации задач воспитательной работы на районном уровне было
проведено 12 мероприятий различной направленности. Среди них Районный
туристический слет, спартакиада школьников по семи видам спорта, конкурс
патриотической песни, районные соревнования «Безопасное колесо» и «Пожарный
дозор», легкоатлетический фестиваль «Шиповка юных», фестиваль лыжного спорта,
районный конкурс «Лидер – 2013»,
районный фестиваль детского творчества «Земля наш дом, мы хозяева в
нем», выставка работ детского творчества «Умелые руки и доброе сердце», соревнования
допризывной молодежи.Также было проведено 20 заочных районных конкурсов:
Конкурс социальных проектов «Я – гражданин России», «Ростки талантов»,
«Рождественская звезда», «Радуга профессий»,«Здоровым быть модно», «Моя малая
Родина», Знатоки техники», «Точка зрения», «Сибириада», «Мой любимый учитель» и
многие другие.По итогам участия и результатам
районных мероприятий 1 место занимает Завьяловская СОШ №1, 2-е место - Гоноховская, на 3-ем месте – Светловская СОШ.
По результатам участия школьных команд в районной
спартакиаде на 1-м месте Завьяловская СОШ №1, 2-е место занимает Гоноховская
СОШ, и 3-е место – Чистоозерская СОШ.
Конечно, школам с небольшим количеством детей сложно
соревноваться с крупными школами, но, однако, Светловская и Овечкинская
СОШ имея всего 66 и 81 ученика, занимают
3 и 4 места по количеству призеров различных конкурсов и спартакиаде, опережая
более крупные школы.
(слайд №39) Количество призовых мест конечно же не главный показатель эффективности
воспитательной работы школы. Вместе с тем,
об уровне проведения школьных мероприятий по этим показателям судить
можно. Неуютно себя чувствуют и
школьники, и педагоги, когда оказываются значительно слабее и хуже других.
Нельзя
оценивать работу школ и по набору шаблонных мероприятий. Любая проводимая в
школе воспитательная работа должна влиять на душу ребенка, воспитывать в нем
нравственное начало. В школах района традиционными являются
мероприятия, посвящённые календарным праздникам (День знаний, день Учителя,
Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, окончание учебного
года), но в школах пытаются использовать новые формы их проведения. Вместе с
данными традиционными мероприятиями в школах появились и свои традиции:
«Зарница» (Гоноховская, Чистоозерская школы) , смотр строя и песни
(Глубоковская, Гилевская. Завьяловская школы),
Дни здоровья (Завьяловская, Светловская, Камышенская, Овечкинская
школы), посвящение в первоклассники (Тумановская, Малиновская школы) и другие.
Во многих школах традиционным стал День науки, который предполагает защиту
учащимися исследовательских и творческих проектов.
В жизни важно всё – духовное здоровье ребенка должно
сочетаться с его физическим развитием. В школах был введен 3-й час физической
культуры. Но что изменилось? Уменьшилось количество диспансерных больных?
Улучшилось состояние здоровья детей? К сожалению, пока этого не происходит.
Предстоит большая работа руководителям школ, районному методическому
объединению учителей физической культуры оценить сложившуюся ситуацию и
совместно с комитетом по образованию и центральной районной больницейразработать
программу, которая позволит оздоровить школьников, придать новый импульс урокам
физкультуры.
Здоровьесберегающие
технологии включают в себя и организацию летнего отдыха учащихся, которому
уделяется особое внимание комитетом по образованию и администрацией района.
На высоком уровне проведена
оздоровительная кампания школьников в летний период, в ходе которой была
организована работа 12 лагерей дневного пребывания на базе школ, в них
отдохнуло 774 ребенка.
В оздоровительном лагере «Спутник» за три
сезона отдохнуло более четырехсот школьников из них 36 из малообеспеченных и
неблагополучных семей, это лучший результат за последние годы. Лагерь имеет
интересную программу деятельности «Твори свое здоровье». Также школьники района
отдыхали в краевых оздоровительных лагерях, участвовали в работе МЛДД «Алтай» и
профильной смене «Безопасное колесо».
В школах в период летнего отдыха
организована работа ученических производственных бригад и трудовых
отрядов которые занимались выращиванием овощей, озеленением пришкольных территорий,
благоустройством школ.
Вся продукция, выращенная на
пришкольных участках пойдет на удешевление питания учащихся.
В течение летних каникул в рамках
трудовой адаптации молодежи 100 школьников получили временные рабочие места на
договорной основе в Завьяловском районном Центре занятости населения.
Работавшим учащимся, из средств районного
бюджета, работодателями и хозяйствами района выплачена заработная плата.
Неотъемлемой частью образовательного процесса является
дополнительное образование детей. В
районе работают 3 учреждения
дополнительного образования: Районный Центр детского творчества, ДЮСШ, Детская
школа искусств, действуют кружки, объединения, спортивные секции при школах.
Общий охват дополнительным образованием детей составляет 97%. Простора для творческой инициативы и активности,
возможностей полноценной организации свободного времени у нас в районе
достаточно.
Результатом этой работы является рост числа победителей и
призёров в творческих конкурсах разного уровня, в том числе 16 воспитанников
Центра детского творчества стали призёрами краевых конкурсов и олимпиад, учащиеся
Завьяловской детской школы искусств
стали призерами в одном международном, четырех всероссийских, семи региональных
и семи краевых конкурсах. Двадцать четыре воспитанника Завьяловской ДЮСШ стали
призерами соревнований краевого уровня, шестьдесят три заняли призовые места в
зональных и межрайонных соревнованиях.
(слайд 40,41) Основная нагрузка в
обеспечении учебно – воспитательного процесса, а также внеурочной деятельности
школьников, особенно первоклассников, которые перешли на ФГОС, учебниками и
другой литературой ложится на школьную библиотеку. Поэтому одна из приоритетных
задач современной школьной библиотеки – формирование основного фонда
классическими и современными источниками информации на различных носителях,
формирование учебного фонда, соответствующего Федеральному перечню учебников, с
учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и
запросов участников образовательного процесса.
В нашем районе действует 12 школьных
библиотек. За счёт средств комплексного проекта модернизации образования,
значительно пополнился и обновился книжный фонд. Краевой объём финансирования
на учебную литературу в 2013 учебном году
составил
729 600
рублей. Общеобразовательными школами приобретены учебно- наглядные электронные
и печатные пособия.
Одной из самых серьёзных проблем, связанных с
деятельностью школьных библиотек, является проблема кадров. Количество
учащихся ежегодно уменьшается,
вследствие этого в большинстве сельских школ нет полной ставки библиотекаря. У
нас в районе работает 12 школьных библиотекарей, из них лишь 4 работают на
полную ставку. Для большинства сельских детей и подростков школьная библиотека-
единственная возможность приобщения к чтению. А от того, насколько бегло читает
и главное, насколько ребёнок понимает прочитанное, зависят его успехи и в
учебе. Необходимо библиотечные фонды больше пополнять литературой на бумажных
носителях, так как принизить роль книги в образовании и воспитании детей
невозможно. Библиотекарь нового времени должен изменить отношения школьников к чтению
и получению новой информации. Хочу отметить работу библиотекарей: Мирошниченко Галина Витальевна
« Чистоозёрская
СОШ», Приходько Наталья Степановна «Светловская СОШ»,Голубь Татьяна Ивановна ,
Кушнер Светлана Анатольевна «Завьяловская СОШ №1»Чичик Инна Васильевна
«Гилевская СОШ (слайд 42,43,44,45,46)
В последние годы в нашей
стране качественно изменилось отношение
к сфере образования, идет серьезная модернизация всей образовательной системы -
от детского сада до школы. Образование названо приоритетом государства, то есть проблемы образования перестали быть
сугубо отраслевыми, а приобрели государственное значение. На уровне первых лиц
государства высказан постулат о том, что от качества образования зависит успех
и развитие человека, и значит развитие страны в целом, национальная перспектива
и конкурентоспособность.
На пороге
новый 2013-2014 учебный год. Нам
предстоит решить ряд конкретных задач:
- Повысить качество образования, путем более
эффективного использования всех имеющихся ресурсов образовательных
учреждений, использования сетевого
взаимодействия и инновационных технологий.
- Привести муниципальную нормативно-правовую базу в
соответствие Федеральным законом №
273 от 29.12.2012 г. «Об
образовании в Российской Федерации»
- Развивать кадровый потенциал образовательных
учреждений, повышать квалификацию педагогов в условиях новой формы
аттестации, предоставить каждому педагогическому работнику возможность
выстраивать индивидуальную программу своего профессионального
совершенствования.
- Создавать условия для привлечения в образовательные
учреждения молодых педагогов. (слайд № 59)
- Использовать эффективные формы работы по раннему выявлению и
психолого-педагогическому сопровождению одаренных и талантливых детей на
основе использования ресурсов
дополнительного образования и
педагогического потенциала лучших учителей.
|