Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что абсолютное большинство школ
нашей страны имеют подключение к сети Интернет и этот информационный канал с
каждым годом становится доступным для все большего количества учащихся.
Изначально Интернет развивался вне какого-либо
контроля, поэтому сейчас, как следствие, он представляет собой сосредоточение
огромного количества далеко не всегда безопасной информации. Следует понимать,
что, подключаясь к Интернет, учащийся встречается с целым рядом угроз, о
которых он может даже и не подозревать. Среди них - угроза заражения
вредоносным ПО, доступ к нежелательному содержимому, контакты с незнакомыми
людьми посредством чатов или электронной почты, неконтролируемые покупки.
Проблема фильтра информации, которую учащиеся черпают из всемирной паутины,
встает все острее, тем более, что аудитория становится все моложе, и когда как
не сейчас, до начала учебного года – время обсуждать, делиться опытом и
обдумывать эту проблему.
Обсуждение этой темы начал Дмитрий Коновалов, специалист
технической поддержки компании «Интэком», осуществляющей внедрение Альт Линукс
в школах Алтайского края.
В свете предоставления образовательным учреждениям
высокоскоростного доступа к сети Интернет актуальным является организация
контролируемого доступа учащихся и сотрудников школы к ресурсам всемирной
паутины, а также фильтрации нежелательного контента.
Рассмотрим какие же способы организации контентной
фильтрации доступны образовательным учреждениям.
1. Локально на каждом персональном компьютере.
2. Программа-фильтр устанавливается на компьютере,
контролирующему доступ в сеть Интернет всех персональных компьютеров школы,
входящих в локальную сеть образовательного учреждения.
Первый способ, несомненно, очень трудоемок и
усложняет процесс администрирования программы контентной фильтрации, так как
контролировать список доступа к ресурсам необходимо на каждом ПК. В большинстве
случаев такую фильтрацию может отключить пользователь самостоятельно, владеющий
минимальными навыками работы с ПК.
http://freeschool.altlinux.ru/wp-content/uploads/2011/06/page_net1_w600_h347.jpeg
Второй способ требует от системного администратора
более высокого уровня квалификации, так как он подразумевает администрирование
школьного сервера. Но при таком способе организации контроля доступа к ресурсам
сети Интернет ни одна машина не может миновать программу-фильтр, установленную
на сервере. Также контролировать список доступных или запрещенных ресурсов
нужно в единственном числе.
http://freeschool.altlinux.ru/wp-content/uploads/2011/06/page_net_w600_h446.jpeg
Рассмотрим второй способ более подробно. Такой способ
позволяет обеспечить доступ в сеть Интернет всех сотрудников и учащихся
образовательного учреждения через один общий канал.
В соответствии с требованиями надзорных органов
руководители многих образовательных учреждений пришли к выводу о том, что
необходима:
1. организация разграничения прав доступа к ресурсам
сети Интернет для различных групп пользователей локальной сети образовательного
учреждения;
2. фильтрация трафика на основе «черных» и «белых»
списков;
3. ведение электронного журнала работы пользователей
в сети Интернет, доступного через веб-интерфейс, создаваемого автоматически на
основе отчета о работе прокси-сервера.
«Белые списки» – подразумевают перечень ресурсов,
доступ к которым разрешен. Несомненно, что «Белые списки» для образовательного
учреждения должны содержать только те ресурсы, которые отвечают образовательным
задачам школы.
«Черные списки» – подразумевают перечень ресурсов
доступ к которым запрещен.
Какое-же программное обеспечение выбрать для
организации контролируемого доступа в сеть интернет? Интернет изобилует
предложениями о программах, для фильтрации трафика, но в большинстве своем это
коммерческие решения, требующие покупки дорогостоящих лицензий. Также такое ПО
предполагает установку на ОС Windows, что в свете перехода образовательных
учреждений на СПО не совсем актуально.
Но зачем же покупать то, что и так уже есть у школы?
А именно:
1. Альт Линукс 5.0 Школьный Сервер.
2. Прокси-сервер squid /предустановлен в Альт Линукс
5.0 Школьный Сервер/.
3. Программа для фильтрации трафика redirector,
способная обеспечить различный уровень доступа пользователей, фильтрацию
контента на основе «черных» и «белых списков».
4. Генератор отчетов работы прокси-сервера SARG
(Squid Analysis Report Generator) – позволяет создавать электронный журнал
работы пользователей в сети Интернет автоматически.
Таким образом образовательные учреждения имеют полный
набор средств и инструментов, для организации контентной фильтрации.
Продолжение следует… http://pspo.it.ru/
|