Накануне в Алтайском крае на базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования прошла конференция «Управление качеством внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации – это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
«Конференция «Управление качеством внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» - одна из первых конференций в этом году, проводимых по вопросам анализа внедрения стандартов второго поколения. Только в сентябре школы перешли на новые стандарты, и, тем не менее, я считаю крайне важным провести обсуждение проблем внеурочной деятельности, - пояснила проректор АКИПКРО по инновациям и инвестициям Наталья Калашникова, - есть положительные примеры грамотной организации данной работы. Так, например, интересен опыт школ Тальменского района. Однако нельзя не видеть системных проблем: отмечается перегрузка первоклассников. В рамках работы представлены различные модели, уникальный опыт сельских школ: согласование с родителями, институализация отношений с учреждениями дополнительного образования. Наш институт, как стажировочная площадка готов принять любую заявку, подтвержденную конкретными делами и создать на базе школы стажерскую площадку по организации внеурочной деятельности».
Проректор АКИПКРО призвала аудиторию ответственно отнестись в организации данной работы, проанализировать деятельность своего учреждения, познакомиться с опытом других школ, уяснить взаимосвязь внеурочной и урочной деятельности.
В образовательных учреждениях наблюдается тенденция по подмене понятий внеклассной, внешкольной, воспитательной работы внеурочной деятельностью. Это одна из главных проблем, по мнениюглавного специалиста отдела развития образования управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Ирины Калашниковой.
Она пояснила, что внеурочная деятельность включает в себя все виды деятельности, отличные от урочной, социально направленные на достижение новых образовательных результатов, в первую очередь, личностных.
Отчеты по итогам года, анализ готовности учреждений к введению ФГОС обнажили ряд проблем, в том числе, сложности по организации 5 обязательных часов, выделенных на внеурочную деятельность.
Стоит отметить, что в Алтайском крае выделены средства на оплату этих часов, а также управлением разработаны рекомендации по распределению субвенций.
«Давайте сохраним наши традиции, будем договариваться, заключать договор с учреждениями, которые нам всегда помогали воспитывать детей, этот договор должен быть не пустым. Необходим план внеурочной деятельности, программа развития, все это должно быть согласовано с родителями. Важно сделать все, чтобы избежать дикой нагрузки на ребенка, нужно дать возможность детям выбрать, чем они хотят заниматься. Главное в работе – не забывать про особенности маленького человечка», - резюмировала свое выступление Ирина Калашникова.
Участники конференции отметили положительную динамику в создании условий для реализации ФГОС второго поколения, в том числе для реализации программ духовно-нравственного развития, социализации, воспитания обучающихся, внеурочной деятельности.
На секциях развернулось дискуссионное обсуждение проблем формирования «уклада школьной жизни», «многоукладной технологии развития и воспитания», полисубъектности в проектировании и реализации внеурочной деятельности, интеграции основного и дополнительного образования в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся.
По итогам конференции принята резолюция, где нашли отражения предложения по совершенствованию ведения внеурочной деятельности в образовательных учреждениях края.